SWOT-анализ как гадание на кофейной гуще

Занятно, но такой эффективный инструмент как SWOT-анализ за последние 20-30 лет превратился в подобие хиромантии или гадания на кофейной гуще. Удивительно, с какой быстротой распространяется глупость. А интернет многократно усилил и ускорил этот процесс.

SWOT cтал чем-то сродни тайному знанию предков, которое за давностью лет трансформировалось в бесполезную сакральную церемонию и полностью потеряло свой смысл. Однако, используется он повсеместно, видимо, как традиция, обладающая тайной мистической силой. Хотя 99,9% населения офисов совсем не понимает, зачем это нужно, но нарушать или подвергать сомнению великий бизнес-ритуал не решается никто.

Миллионы офисных разночинцев всех мастей по всему миру каждый день подобострастно исполняют обряд. В иррациональном исступлении они чертят матрицу 2х2 и выводят на ней 4 магические буквы: «S – W – O – T». А затем проводят пламенный мозговой штурм, в муках рождающий четыре заветных списка, которые будут вписаны в священные скрижали матрицы и обретут таинственную мощь.

Некоторые замечают, что никакой мощи не наблюдается, но предусмотрительно молчат, дабы не прослыть идиотами, и одобрительно кивают.

В результате редкий бизнес-план, маркетинговая программа, проект, стартап, а порой и собеседование при приеме на работу, обходится без использования SWOT. Иногда кажется, его используют, как икону для освящения, очищения и защиты от злых духов в любой деловой активности.

Этому массовому помешательству есть объяснение. Дело в том, что эти самые 99,9% понятия не имеют:

  1. Зачем нужен SWOT-анализ?
  2. Как проводить SWOT-анализ?
  3. Что должно быть результатом SWOT-анализа?

И я уже не говорю о том, как он может применяться в связке с другими стратегическими инструментами. Применять SWOT так, как он применяется большинством, — все равно, что микроскопом колоть орехи.

У этой небольшой заметки нет цели рассказать, как делать правильный SWOT-анализ. Для этого потребовалось бы гораздо больше места и времени. Однако, дать ответы на приведенные выше три вопроса можно.

  1. Зачем нужен SWOT-анализ? Это очень эффективный инструмент, необходимый для разработки новых стратегий и аудита текущих. Проще говоря, если есть сложности с пониманием, как дальше развивать бизнес, – SWOT вам в помощь.
  2. Как проводить SWOT-анализ? Есть несколько способов применения SWOT, но самый распространенный — это метод совмещения. Суть метода – сгенерировать возможные стратегии на стыке того, что творится на рынке, с тем, что происходит у вас в конторе. Важно! SWOT, это матрица 3х3, а не 2х2. Есть методики проведения SWOT-анализа на основе матрицы 2×2, но они требуют дополнительных инструментов, например, таких как интерактивная матрица Вейриха, а это значительно сложнее.
  3. Что должно быть результатом SWOT-анализа? Это самое простое. В результате вы должны получить 4 списка возможных стратегий. То есть, возможных ответов о том, как вам стоит развивать свой бизнес. Но это будут лишь возможные стратегии. SWOT не дает ответа на вопросы, какая из них лучше. Он может лишь показать список вариантов и намекнуть. 😉

Если у вас кто-то по-прежнему деловито рисует SWOT в матрице 2х2, а большая часть народа не понимает, зачем это нужно, и, главное, что это дает фирме, — не забудьте сказать: «Аминь», когда он закончит.