Эпоха бизнес-шарлатанов

У какого врача вы бы хотели лечиться, у которого диплом инженера или диплом хирурга? Какому юристу, адвокату вы бы доверили свои дела, выпускнику сельхозакадемии или юридического института? Какого архитектора вы бы привлекли для строительства виадука, молодца с образованием филолога или парня со специальностью «мосты и тоннели»?

Глупые вопросы. Ежу понятно, что будет выбран настоящий специалист. Разумно, не правда ли? Зачем же нам дилетант или шарлатан в таких важных делах?

И замечательно! Но почему же мы, так часто, доверяем наши дела (бизнес) дилетантам и шарлатанам?Первоначально шарлата́н (фр. charlatan от итал. ciarlatano) — бродячий торговец целебными средствами. Затем слово приобрело негативный оттенок. В настоящее время шарлатанство — вид обмана, в частности: использование в своей деятельности невежества и суеверия людей; представление себя специалистом в каком-то деле, не будучи таковым; намеренное использование в научной практике псевдонаучных методов; опора в научной и исследовательской деятельности на отвергнутые наукой методы вследствие отсутствия достаточной компетентности.

Сделайте очень простой тест. Посчитайте сколько ваших продавцов, маркетологов, рекламщиков, закупщиков, логистиков, кадровиков, управленцев и т.д. имеют профессиональное образование? Я имею ввиду не просто дежурное в/о, а специализированное образование, непосредственно связанное с их деятельностью. Бизнес-образование.

Удивительно, но сегодня, 90% всех упомянутых выше специалистов в 90% компаний не имеют никакого профильного образования или знаний. Странно, да? Причем это люди, от которых зависит львиная доля успеха вашего бизнеса.

Да бог с ним, с образованием (я вообще не люблю это слово, впрочем, всем известно какое качество у нашего в/о). Меня удивляет, как мало людей заняты повышением своей квалификации в принципе. Уточните у них сколько профессиональных книжек, курсов или семинаров они прочли/посетили за последний год? На какое кол-во профессиональных сайтов, журналов они подписаны? В каком кол-ве профессиональных форумов они активно участвуют? Какое количество профессиональных инструментов он используют в своей работе? Сколько новых методик они внедрили за последний год? А может они написали пару статей на профессиональные темы?

Результаты будут потрясающими. Эти ребята ничего такого не делают. Ровным счетом ничего. Создается ощущение, что вокруг одни шарлатаны. И это не ощущение, так и есть. Более того, за последние 20 лет в России стало нормой считать, что для работы в продажах, маркетинге, закупках, руководстве и т.д., профессиональные специалисты не нужны.

Стоит ли потом так сокрушаться, что не идет бизнес, падает прибыль, не взлетает новый продукт или не растет доля рынка?

Разумеется, кто-то скажет, а где же взять таких спецов, ведь их так мало на рынке труда. По-моему это очень слабая отмазка, если на второй чаше весов лежит успех организации, бизнеса и даже страны.

И последнее. Вообще-то я совершенно не против дилетантов, и более того, я очень люблю принимать их на работу. Слишком часто любители обставляют экспертов. Однако, в подавляющем большинстве случаев, дело приходится иметь не с дилетантами, а с воинствующими шарлатанами, которые прикидываются спецами и прикрываются стажем. 🙂